Восхождение на Казбек в деталях. Лето 2016

Оксана Луценко, гора Казбек, Грузия
Гора Казбек, Грузия

Это рассказ о моем летнем восхождении на Казбек с мега-опытным инструктором и супер-дружной командой. Конечно же, не обошлось без приключений. На одном из привалов, я умудрилась провалиться в подгорную трещину; и соприкоснулась с начальной стадией гипотермии во время финального подъема на вершину. Но об этом позже…

Итак, мой второй приезд в Грузию с целью подняться на вершину легендарного Казбека.

Запасаемся продуктами в Тбилиси.

Хорошо, что за мной в аэропорт заехал Ливан, грузинский друг нашей семьи. Я чувствую себя немного одиноко, если меня никто не встречает.

Преимуществом путешествия с нашим другом, стал хороший продуктовый шопинг в Тбилиси. И дело даже не в более дешевой столичной цене, а в широком выборе продуктов в вакуумной упаковке. Где там тягаться магазинчикам в Степанцминде?

Внимание! Обязательные продукты подчеркнуты  :

• Тбилисский супермаркет оказался раем вакуумированных мясных и сырных изделий.
  • С орехами и финиками, почему-то, здесь не сложилось. Слишком дорогие и нарядные они были. Все-таки, нужно было везти их из дому.
  • А вот ЗАПАРИВАЮщихся супов и каш я привезла с собой вдоволь, так что их отсутствие на прилавках на меня никак не повлияло.
  • Сникерсы и шоколадки есть.
  • Консервы, типа печени трески, везет мой напарник на нас двоих.
  • Хлеб…душистый черный хлеб! Нужно было покупать больше, как-то быстро мы его потом съели. Хотя свежие лаваши в Степанцминде, тоже были вкусными.
  • Алкоголь не беру.
  • Питьевую молочку тоже нельзя, разве что в дорогу.

Итого в сумме получилось около 20 долларов. (У людей с хорошим аппетитом сумма будет наверно больше).

Дала кредитную карту, ожидая, что мне сейчас объявят о неисправности терминала. Вместо этого кассир вежливо протянула на подпись чек и поблагодарила за покупку. Ух-ты, какая я все-таки предвзятая!!!

Тут же на выходе из супермаркета заглянула в обменку. Вот те, здрасте! Здесь курс чуть ниже, чем в аэропорту 🙁 …Хотя, по опыту знаю, что менять валюту нужно в Тбилиси, потому что в Степанцминде курс будет еще недружелюбней. Меняю 200 долл. Наличные деньги на периферии всегда более уважаемы.

Покинув Тбилиси, мы помчались сквозь живописные грузинские ландшафты. Путь в село Степанцминду (Казбеги) занял менее двух часов. Горная серпантинная дорога была в нормальном состоянии, без завалов, супер трещин и мега дыр. Всю дорогу жду рыжих камней. Напротив них, справа от дороги, небольшой спуск к источнику нарзана. Вкус этой газированной воды просто фантастический!

Рыжие камни у источника

Остановились. Пошла набрать воды в дорогу, но не тут-то было. В источнике ни капли… Июнь месяц на дворе, может из-за этого …Жаль…

Формирование группы. Степанцминда.

Сборы команды назначены в хостеле «У Георгия» в с. Степанцминда. Четыре участника из шести мне уже были известны по недавно прошедшей альпиниаде в Чаухи, осталось познакомиться с двумя новоприбывшими ребятами. Хорошая команда в горах дорогого стоит.

Хитриков Владимир Андреевич

Наш гид Хитриков Владимир Андреевич — мастер спорта СССР, инструктор 1 категории, кавалер ордена «За личное мужество», чемпион СССР и Украины по альпинизму, участник легендарной экспедиции 1990 года по южной стене вершины Лхоцзе. Веселый, душевный, но требовательный шеф (советская школа).

Слева направо: Саша, Аня, я

Саша и Аня — также как и я, начинающие альпинисты, но в отличие от меня, регулярно тренирующиеся. Фантастически красивая семейная пара. С ними приятно не только ходить в горы, но и делить «радости» лагерного быта. Помимо этого, Саша однозначно на голову (может на три 🙂 ) выше нас с Аней в альпинизме, и тем более в скалолазании.

Когда мы вошли в комнату нашего хостела, собранные рюкзаки двух наших неизвестных товарищей стояли рядом с их койками. Один громадный рюкзак на 100л, второй на 90л! По размеру рюкзаков, мы непроизвольно представили физический облик богатырей, которые их потащат.

Лена

Появление на пороге миниатюрной Лены, лишило нас дара речи. А когда эта «девочка» ростом 156 см и весом 50 кг направилась к 100 литровому рюкзаку, я подумала, что либо она не в адеквате, либо что-то знает.

Юра

Замыкающим участником группы стал Юра — физически крепкий, веселый и воспитанный парень. Теперь осталось начать подъем на Метеостанцию. Обычно именно там проявляется реальная личность человека.

Забегая вперед, скажу, — это была отличная команда. Мы заботились, помогали и дополняли друг друга во всем. Спасибо вам огромное, ребята !

Слева направо: я, Аня, Юра, Саша, Лена. Шеф нас фотографирует 🙂
Путь на Метеостанцию.

Рано утром выезжаем к Церкви Св. Елены по серпантинной, разбитой, узкой горной дороге с двухсторонним движением. Местные водители уже приловчились ездить достаточно быстро по ней, не падая с обрыва, и не скатываясь друг на друга. Для приезжих автолюбителей, дорога — испытание еще то.

У церкви передаем общественный груз и «железо» лошадке. Себе оставляем только то, что пригодится, если лошадь убежит. 😀 Мой рюкзак весит 13 кг. Идти совсем налегке не имеет смысла. Будет тяжелее, когда лошадь вернет поклажу назад. Да и акклиматизация легче проходит при хорошей физической нагрузке.

К слову сказать, нам придётся преодолеть пешком 9 км пути с общим дневным перепадом высоты в 1800м. А если добавить 20-ти или 25-ти килограммовый рюкзак на плечи, получится достаточно утомительное путешествие.

Лошадь, как и в прошлый раз, «сдала вахту» на перемычке. Странно, тогда нам сказали, что она по глубокому снегу идти не может. Сейчас глубокого снега нет и неглубокого тоже. Судя по всему, погонщик дальше идти не хочет. Разбаловали их зимой, на летний режим перейти не могут.

Вообще, если сравнивать зимнюю и летнюю тропу — это две разные истории. Зимняя — более сложная, утомительная, с вечным проваливанием под снег и опасениями схода лавин, но с такими невообразимо красивыми пейзажами. Летняя тропа более легкая, но рискованная из-за специфически тающего снежного покрытия, трещин и нескольких бурлящих ручьев, которые нужно перепрыгивать с рюкзаком на плечах по выступающим скользким камням. Пейзажи также бесподобны, как и зимой.

[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=vpin4hi4Weg[/embedyt]

Остановились пополнить запас воды и немного передохнуть. Опять, именно на этом месте, незапланированно начались женские дни. В этот раз отношусь к внезапному «счастью» спокойно. К сожалению, это довольно распространенная реакция физиологии женщины на сочетание тяжелая физическая нагрузка+высота. Просто нужно быть всегда готовой.

Лена со своим зеленым монстром на спине.

Пока я мешкаю со своим рюкзаком, Лена занимает место в строю передо мной. И я замечаю, что эта хрупкая женщина, без слез и причитаний, тащит на себе разбалансированный рюкзак, весом больше половины своего собственного. Единственное, что  я услышала от нее за всю дорогу, было смиренное: «Лишь бы дойти». В моей жизни я уже встречала миниатюрных женщин, с такой непоколебимой силой воли: моя мама, старшая сестра, а теперь еще и Лена… Искренне восхищаюсь такими людьми!

Провал в подгорную трещину.

Вот он, долгожданный привал перед ледником. Пока есть десять минут отдыха — мальчики налево, девочки направо. Меня всегда удивляло, почему девочки (в отличии от парней), уходя по нужде, стараются спрятаться от посторонних глаз так рьяно. Может в нас какой-то тупой ген или зажим стоит? Тупой, потому что сильно усложняет нам жизнь.

Выбирая самое укромное место, я решила спуститься на снежную кромку, прилегающую к бугру на котором все мы стояли. Первый шаг на снег и … «твою мать!» Нога провалилась по бедро в пустоту под снегом, вторая соскользнула по грязевому краю бугра туда же. Левая рука, на которую я перенесла вес тела, всмокталась грязью выше кисти, но затормозила скольжение вниз. Подоспели девчонки и потащили меня за плечи обратно.

Что за черт? Когда я провалилась, мне показалось, что там была пустота, а сейчас ноги зажаты спрессованной снежной массой как в железные тиски. Надо откапывать ноги и убираться с этого места как можно скорее. Девочки ждут чуть позади, готовые схватить меня, если я начну сползать опять.

Снег плотно обнял мои ноги и «вдавливал» в них холод. Голень промерзла до кости. Я могла раскапывать себя только одной рукой, потому что вторая была моим якорем. Каждый раз, когда одна рука промерзала, я заменяла ее другой. Спустя пару минут, обе руки промерзли настолько, что пальцы перестали сгибаться «лопаткой».

Окончательно откопав ноги, я вылезла к девчонкам на бугор и принялась разогревать оледеневшие руки. С восстановлением кровообращения пришла жгучая боль в кончиках пальцев. Мокрый снег, сродни наждачной бумаге. Пока я разгребала снег голыми руками, подушечки пальцев стерлись до глянцевидной поверхности. Теперь согревшись, их нервные окончания затрубили об этом по всем каналам.

Эти пару минут снежного плена, дали мне осознание трех важных вещей:

1. Нельзя становиться на кромку ледника;
  2. Если спрессовать мокрый снег, он становиться цельной ледяной массой;
  3. Для смертельного исхода от гипотермии, человеку хватит 30 мин полного снежного погребения. Хотя наверно даже меньше. Я же дышала свободно, а они нет…
Завершающий подъем через ледник Гергети.

Финальный подъем перед метеостанцией — ледник, так что переходим на «зимнюю резину», т.е. надеваем горные ботинки и бахилы. Осталось совсем немного.

Изрядно уставшие, мы все-таки добрались до метеостанции и слились с десятками альпинистов, нашедших приют в одной из комнат барака или разбивших лагерь вблизи здания. Программа первого дня успешно выполнена, так что можно отдыхать.

Барак Бетлеми «Метеостанция» (3653 м). Акклиматизационный день
Метеостанция, Казбек

Метеостанция — старое советское здание с длинным коридором, комнатками с двухъярусными стеллажами на 4-8 чел., общей кухней и уборной на улице. Любители палаточного размещения могут расположиться рядом со зданием, пользуясь общественными удобствами наравне с постояльцами.

Так, наша любимая семейная пара ушла жить на природу, в то время как шеф (Владимир Андреевич), Лена, Юра и я обосновались в комнате барака. Вкратце, мы засыпали и просыпались под шутки шефа и с мыслями «не холодно ли Саше и Ане».

С наступлением утра, новые сборы — идем акклиматизироваться на перевал. Пока позволяет время и место, а главное шеф  не очень строгий, наслаждаемся созерцанием сходящих лавин, камнепада и… запечатливаем другие красоты.

По возвращению в барак, собираем штурмовые рюкзаки и готовим одежду. Погода держится хорошая, так что сегодня ночью выходим на вершину. Надо бы хорошенько выспаться и отдохнуть.

Восхождение на Казбек. Финальный штурм.

Заснуть, как обычно, у меня не получилось. Чтобы чем-нибудь занять себя, я пошла на кухню. Оказалось, что кухня — место ночевки ребят, у которых ни палатки, ни комнаты нет. Так что, пришлось вернуться восвояси и еще раз постараться уснуть.

Наконец-то долгожданное время финального восхождения пришло. В 2:30 ночи включаем свои фонарики и отправляемся в путь.

Мне сложно объяснить, почему моя боязнь перегреться затмила страх замерзнуть. Вероятно, я слишком долго живу в Эмиратах и уже давно не соприкасалась с последствиями обморожений. В общем, я сознательно вышла на восхождение без термобелья. Как оказалось позже, это было крайне неправильное решение!

Первые лучи солнца на Казбеке. Фото Хитриков В.А.

Через полчаса медленного движения по ветреному склону, холод проник так глубоко, что мои губы онемели, а тело начало дрожать на уровне костей. Утренние лучи солнца, которые по многочисленным фильмам должны были согреть меня, оказались абсолютно холодными. Нижняя половина моего тела замерзала и мне больше не хотелось никуда идти. В конце концов, я сдалась.

Мне кажется, что именно в такие моменты, проявляется уровень профессионализма гида, шефа, инструктора. Владимир Андреевич подошел ко мне и сказал: «Люди, которые не могут идти дальше обычно ждут на вот той перемычке. Давай поднимемся туда, и ты подождешь нас там». Я согласилась.

Подъем на перемычку был довольно крутым и Юра, мой партнер по связке, последние метры буквально вытащил меня наверх за веревку. Вид сверху был просто фантастический!

Слева направо: Саша, Аня, я, Юра

Долго сидеть не получалось, потому что усилившееся кровотечение залило все на своем пути и грозило начать оставлять отпечатки на снегу. Господи, как же трудно быть женщиной в горах!

Снова ко мне подошел шеф, указал на вершину и сказал: «Смотри, это вершина Казбека. До нее осталось всего 100 метров. Ты идешь?» «Конечно!» — сказала я. И мы все дружно встали и… взошли на вершину Казбека, как единая команда. Непередаваемое чувство радости за себя и за своих товарищей.

Восхождения на Казбек. Лето 2016
Вершина г.Казбек, лето 2016. Слева направо: Аня, я, шеф (Хитриков В.А.),Саша, Лена, Юра.
Спуск с вершины. Возвращение.

Смешно звучит, но по факту, мы идем 6-12 часов до вершины, чтоб побыть на ней всего 5 минут. Наш спуск к Метеостанции был ОЧЕНЬ быстрым, нереально быстрым.

Чем ближе к полудню, тем больше прогревается место камнепада и тем больше камней обваливается на нашу тропу. Видимо из соображений безопасности, шеф провел нас через это опасное место «в позе летящего супермена». Неудивительно, что потом на Метеостанции, к нам подходили альпинисты с вопросами: «Простите, это вы те ребята, которые так быстро взошли на Казбек? Молодцы! Как там наверху?» …Эх, мгновения мимолетной славы!

Отдохнув после восхождения, мы собрали наши рюкзаки и утром следующего дня спустились в Степанцминду. Так завершилось наше путешествие к вершине легендарного Казбека.

Если вам интересно пройти этот путь, загружайте маршрут в навигатор и наслаждайтесь походом. Хотя, на мой взгляд, из-за трещин на леднике Гергети, даже путь к Метеостанции лучше проходить в сопровождении гида. Удачных приключений!